Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный ("трогательный") опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.
Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и "рисует" на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) - его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.
Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик - тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.
Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - "Сорока-сорока", но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки - сложнее).
После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них - мышление, речь, внимание и т.д.
Предлагаю игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова - "Му-у-у, му-у-у".
Полосатый шмель летел - "З-з-з, з-з-з".
Летний ветерок подул - "Ф-ф-ф, ф-ф-ф".
Колокольчик зазвенел - "Динь, динь, динь".
Стрекотал в траве кузнечик - "Тр-р-р, тц-с-с".
Еж колючий пробегал - "Пх-пх-пх".
Птичка маленькая пела "Тиль-ль,тиль-ль".
И сердитый жук жужжал - "Ж-ж-ж,ж-ж-ж".
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед
и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам - "облизнуться")
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося "влево", Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями ("сладкое варенье"; "грибок" - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; "толчки в стенку"- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на "шишечку",образовавшуюся на щечке снаружи).
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: "Му-у". Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
- "Му-Му -у" - кто это мычит?
- "Мяу - мяу" - кто пришел?
- А кто спрятался и пищит "пи-пи-пи"?
- "Ко-ко-ко" - кто теперь?
- "Ква-ква-ква" - а это кто?
- "Ку-ку,ку-ку" - чей это голос?
- "Тик-так, тик-так" - а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка
и т.д.) пищит: большая или маленькая.
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами.
Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу,
ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный
ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми
(тогда появится элемент соревнования).
Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как "С", "З", "Ш", "Ж", "Р" ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, "глотания" звуков и слов.
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.
Взрослый показывает, как сдуть "снежинки" с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
Задача ребенка - дуть на бабочек, чтобы они "летели". Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
автор: Ольга Анисимович, педагог-психолог, специально для детского портала "Солнышко".